- Правила и особенности перевозки труб
- Погрузка труб большого диаметра
- Крепление груза
- Виды транспорта для перевозки труб
- Перевозка автотранспортом
- Железнодорожный транспорт
- Водный транспорт
- Как происходит складирование, хранение труб и деталей нефтегазопровода
- Складирование труб
- Складирование запорной арматуры (задвижек)
- Складирование отводов и тройников
Производство металлопроката в России и СНГ – одно из приоритетных направлений работы тяжелой промышленности стран. Готовые конструкции расходятся по всем регионам, чтобы быть уложенными в составе нефте-, газопроводов, тепловых магистралей и т.д. Учитывая, что спрос на металлопрокат в стране ниже, чем предложение предприятий, производители активно налаживают отношения с иностранными покупателями. Основными принимающими сторонами являются представители стран СНГ. Кроме того, отечественная продукция поставляется для реализации российских, а также совместных международных проектов на территории Европы.
Подготовка товара к транспортировке полностью ложится на отправителя. При организации международных перевозках труб автомобильным транспортом, морскими судами или другими видами транспорта важно соблюдать трансграничные требования к упаковке, укладке, а также по отношению к состоянию, габаритам транспортного средства, используемых прицепов.
Правила и особенности перевозки труб
Требования к перевозке и хранению труб нефтепровода в России закреплены Сводами правил по организации строительства нефтяных и газовых магистралей, перевозки и складирования проката, а также по проектированию производственных работ:
Дополнительными регламентирующими документами являются Правила безопасности и охраны труда при проведении погрузочных работ с использованием подъемных сооружений.
Монтаж поверх транспортировочной платформы осуществляется бригадой обученных специалистов. Ответственным считается мастер или начальник участка, прошедших аттестацию в соответствии с Федеральными нормами в области промышленной безопасности.
Погрузка труб большого диаметра
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются при помощи автокрана с использованием мягких полотенец повышенной прочности, стальных строп, которые обеспечивают прочный захват, предотвращают повреждение поверхности при перемещении. Стропы, траверсы, полотенца подбираются таким образом, чтобы угол их соединения не превышал 90°.
Перед началом работ производится осмотр строп, иных грузозахватных приспособлений, съемного оборудования, тары. Все процедуры заносятся в журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары, путевой лист, вахтенный журнал.
Погрузка труб нефтегазопровода является работой повышенной опасности, поэтому при строповке металлопроката территория огораживается. Нахождение людей на оборудовании или материалах недопустимо. Закрепление выполняются на специально отведенной для этого размеченной площадке, на ровной поверхности.
Транспортируемые изделия подлежат обязательной маркировке по требованиям ГОСТ 10692-2015: поверхность помечается символами или оклеивается ярлыками, указывающими фактическую массу груза. Маркировка выполняется на языке производителя.
Крепление груза
Крепление – важнейший этап транспортировки. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит безопасность перевозки, сохранение эксплуатационных качеств изделий. Типы креплений отличаются в зависимости от выбранного транспорта для перевозки труб трубопровода. Выделяют следующие крепления:
- жесткая обрешетка совместно с заводской или специализированной водоотталкивающей (полиэтиленовой) упаковкой;
- цепи, ложементы, ремни;
- коники;
- жесткая тара (контейнеры, ящики);
- изолирующие прокладки, предотвращающие соприкосновение металлической поверхности с платформой, их деформацию.
Виды транспорта для перевозки труб
Транспортировка труб нефте- и газопровода может быть выполнена любым видом транспорта, технические характеристики которого отвечают требованиям нормативных документов. Транспорт должен быть оснащен конструктивными элементами, позволяющими выполнить продольное, а также поперечное закрепление груза. Допускается выполнять транспортировку следующими видами машин:
- автомобиль, автопоезд;
- воздушный грузовой транспорт;
- ж/д-транспорт;
- водный транспорт.
Транспорт подбирается таким образом, чтобы было удобно выполнить погрузку, а его вместительности и мощности хватило для перевозки партии с минимальными топливными затратами.
Перевозка автотранспортом
Автотранспортом можно перевозить стальные грузы длиной до 24 метров. Транспортное средство должно быть без жестких бортов, но со съемными или откидными стойками, предотвращающими падение груза. Допустима доставка автопоездом, но чаще всего применяется удлиненный прицеп.
При перевозке труб автотранспортом груз укладывается таким образом, чтобы не было диагонального смещения, выступов за границы прицепа. Для жесткой фиксации дополнительно могут применяться коники, исключающие скатывание с платформы.
Железнодорожный транспорт
Перевозка труб ж/д-транспортом справедливо считается наиболее безопасным, а также экономичным методом транспортировки столь специфичного груза. Несмотря на некоторое увеличение срока поставки, ж/д-транспорт бесспорно выигрывает по надежности и безопасности для других участников движения.
Согласно правилам перевозки труб, для доставки могут применяться:
- полувагоны
- крытые вагоны
- специализированные вагоны-трубовозы с жесткой обрешеткой
- универсальные платформы
Тип вагона выбирается в зависимости от габаритов, массы продукции. Чаще всего транспортировка осуществляется в специализированных трубовозах, на универсальных платформах. Трубовоз подходит для перевозки образцов диаметром от 500 до 1400 мм.
Дополнительным преимуществом при перевозке больших труб поездом является отсутствие пробок, ограничений проезда по населенным пунктам. Железнодорожные составы обладают большой грузоподъемностью, благодаря чему дают возможность одновременно перевозить крупные партии проката.
Водный транспорт
При использовании водного транспорта для транспортировки труб нефтепровода на дальние расстояния следует исключить перегруз судна и неравномерное распределение массы груза.
Транспортировка по воде связана с риском намокания, поэтому изделия предварительно упаковываются в водоотталкивающую пленку. Обернутые пленкой и связанные конструкции укладываются в деревянные короба. При организации экспорта деревянная тара и подложки дополнительно подлежат обработке защитным составом.
Как происходит складирование, хранение труб и деталей нефтегазопровода
При организации временного складского хранения важно позаботиться о сохранности изделий в течение всего срока содержания. Несмотря на то, что правила допускают открытое размещение изделий в любую погоду, важно учитывать специфику обращения с металлическими конструкциями.
Если планируется хранить продукцию под открытым небом дольше 2 недель, необходимо позаботиться о ее защите от прямых солнечных лучей, осадков, а также от проникновения внутрь посторонних предметов. Недопустимо хранить изделия в местах, подверженных затоплению. Кроме того, важно предотвратить скопление осадков на торцах изоляции.
Складирование труб
Хранение труб газопровода допускается на оборудованных складах или площадках. Груз складируется штабелями высотой до 3 метров в специально отведенных местах. Рекомендуется укладка на предварительно уложенные подкладки или поддоны с использованием боковых опор. Они предотвращают раскатывание, примерзание металла во время хранения. Складская площадка должна иметь по возможности ровную чистую поверхность, это позволит исключить перекатывание изделий с места на место и повреждений оболочки. Изолированные укладываются на песчаную подушку высотой от 300 мм. Минимальная ширина песчаной подушки составляет 1200 мм.
Погрузка и разгрузка изолированных изделий выполняется таким образом, чтобы избежать соударения или волочения по земле. Для исключения бокового смещения применяют клинья по диаметру изделия. При необходимости можно уложить трубы меньшего диаметра на образцы большего диаметра.
Складирование запорной арматуры (задвижек)
К запорной арматуре относятся задвижки, заслонки, краны, вентили. От того, насколько качественно организовано хранение изделий, зависит их долговечность, а также дальнейшее поведение во время эксплуатации. Как и хранение труб трубопровода, содержание запорной арматуры желательно организовывать в сухом помещении, чтобы изделия были укрыты от влаги и прямых солнечных лучей.
Арматуру с резиновыми уплотнителями необходимо хранить в полуоткрытых помещениях. При длительном содержании на складе поверхность обрабатывается антикоррозийным составом. Шаровые краны рекомендуется держать открытыми. Изделия с металлическими прокладками закрывают заглушками, чтобы предотвратить попадание песка вовнутрь и исключить коррозийные процессы.
Складирование отводов и тройников
Фасонные изделия хранят на предварительно подготовленных площадках. Перед тем, как сложить фитинги, необходимо провести их сортировку, уложить группами по видам. Как и трубы, их необходимо защитить от прямых солнечных лучей и влаги, если предполагается хранение дольше 2 недель. Если невозможно организовать навес или уложить изделия на крытом складе, их можно укрыть рулонными материалами. Торцы стальных, чугунных деталей закрывают заглушками.